Психологическая служба в системе общего образования на территории Красноярского края
ОТКРЫТЫЙ РЕЕСТР ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК, ВЫЗЫВАЮЩИХ ДОВЕРИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА
N
п/п
Автор методики,
название методики
Измеряемый
конструкт
Параметры
стандартизации,
доказательность
Целевая
группа
Тест
"Стандартные Прогрессивные матрицы Плюс Дж. Равена" (СПМ Плюс)
11 - 16
лет
Сорокова М.Г., Юркевич В.С. Стандартизация теста "СПМ Плюс Равена" на московской
выборке//Дефектология. 2014. N 6. С. 28 - 37.
iPIPS,
адаптированная
российская
версия
(international
Performance
Indicators in
Primary School)
iPIPSпозволяет
оценить когнитивное
(базовые навыки в
чтении и математике)
и некогнитивное
(личностное,
социальное,
эмоциональное)
развитие детей в
начале школьного
обучения.
Инструмент
предусматривает
индивидуальное
компьютерное
оценивание в игровой
форме с применением
адаптивного
алгоритма. iPIPS
включает также опрос
педагогов и
родителей о том, как
дети растут и
развиваются
Первокла
ссники
В 2013 - 2014 гг.
проведена работа по
адаптации данного
инструмента в РФ
для применения в
российских школах в
рамках
международного
исследования
первоклассников под
названием iPIPS.
1. Глава книги Хоукер Д.,
Карданова Е.Ю. Стартовая
диагностика детей на входе
в начальную школу и
оценка их прогресса в
течение первого года
обучения: международное
исследование iPIPS/ZEкн.:
Тенденции развития
образования. Что такое
эффективная школа и
эффективный детский сад?
М.: Издательский дом
"Дело" РАНХиГС, 2014. С.
311 - 320.
2. Обобщенные типы
развития первоклассников
на входе в школу по
материалам исследования
iPIPS/Карданова ЕЮ.,
Иванова Е.Ю., Сергоманов
П.А., Канонир Т.Н.,
Антипкина И.В., Кайкы
Д.Н.//Вопросы образования. 2018. N1. С. 8 - 37.
3. Иванова А., Нисская А. (2015)Стартовая диагностика детей на входе в начальную школу: международное исследование iPIPS//Школьные технологии. N2. С. 161 - 168.
Норма
(нормотипич
ные дети и
подростки с
нормативны
м кризисом
взросления)
Раздел, направленный на измерение когнитивных навыков (письмо, словарный запас,
фонематический блок, представления о чтении,
представления о математике).
В адаптированной версии не менялись сами задания, модификации касались только параметров предъявления материала.
Показано, что использованные модификации не изменяют оцениваемый конструкт, не облегчают и не осложняют выполнение заданий, по сравнению с основной версией методики.
Разработана система рекомендаций по проведению индивидуальной формы тестирования.
Переверзева Д.С., Брагинец Е.И., Тюшкевич С.А.,
Горбачевская Н.Л. Эффективное оценивание академической успешности у детей с расстройствами аутистического спектра//Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. N1. С. 16 - 25. doi:10.17759/pse.202025010 2
О.Е. Грибова. Технология организации
логопедического
обследования.
Коммуникативная
сфера/речевая деятельность (отдельные компоненты языковой системы)
А.В. Хаустов. Оценка
коммуникативных навыков у детей с
аутистическими
нарушениями.
сфера
Дошкольн
ики/начал
ьная
школа
Комплекс
методик
психолого-педаго
гической
диагностики
("Предметная
классификация",
"Исключение
неподходящего
предмета",
"Кубики Кооса",
"Последовательн
ость событий",
"Опосредованное
запоминание по
Леонтьеву",
"Пиктограмма" и
др.)
Методики данного
комплекса позволяют
оценить различные
параметры
когнитивной сферы:
наглядно-образное и
наглядно-действенное
мышление,
способность к
пространственной
ориентировке,
возможности
устанавливать
пространственно-вре
менные и
причинно-следственн ые связи, процессы обобщения и абстрагирования, умственной работоспособности детей и подростков
Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А. и др.
Психолого-педагогическая диагностика. - М., Издательский центр "Академия", 2003. 320 с.
А.З. Зак.
Методика
"Перестановки"
Методика, построенная на материале
пространственно-ком
бинаторных задач
внеучебного
содержания,
включает задания для
определения
сформированности
метапредметных
компетенций,
связанных с
осуществлением
познавательной
рефлексии,
построением способа
решения проблем
поискового
характера,
планированием
достижения
требуемого
результата
Выпускни
ки
начально й школы
Зак А.З., Сорокова М.Г.
Диагностика
компетенций у
пятиклассников
[Электронный
ресурс]//Психолого-педагог
ические исследования.
2019. Том 11. N 2. С. 11 - 21.
doi:10.17759/psyedu.201911
0202
А.З. Зак
"Рассуждения"
Оценка сформированности на
материале решения
сюжетно-логических
задач когнитивных
логическим
действием
построения
рассуждений и с
характера, и
регулятивных
рефлексии способа
решения и с
ребенком своих
действий
выпускники
Доказана надежность методики
"Рассуждения" и ее дифференциальная валидность как способность выявлять различия по
социально-демограф ическому фактору "категория обучающихся"
Оценка сформированности познавательных и регулятивных метапредметных компетенций выпускников начальной школы (при решении
сюжетно-логических задач) [Электронный ресурс]//Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. N 1. С.1 - 14.
doi:10.17759/psyedu.201709
0101
Оценка
метапредметных компетенций - способности классифицировать и приводить доказательство - на материале русского языка и математики
Сорокова М.Г. Апробация опросника
Г.А. Цукерман "Всегда - иногда - никогда" для диагностики метапредметных навыков обучающихся пятых классов//Культурно-истори ческая психология. 2013. Том 9. N 2. С. 73 - 80.
Т.В. Ахутина,
О.Б. Иншакова.
Нейропсихологи
ческая
диагностика,
обследование
письма и чтения
младших
школьников.
С.Ф. Горбов,
О.В. Савельева, Н.Л. Табачникова
"Задания из математики". Адаптация для компьютерной реализации О.В. Савельевой
Сведения о валидности и надежности методики
уточняются
Улановская И.М. Компьютерный пакет методик оценки метапредметных результатов начальной школы [Электронный ресурс]//Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. N 2. С. 306 - 319.
doi:10.17759/psyedu.201406
0226
Методика оценки метапредметного результата
"Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров"
Сведения о валидности и надежности
методики
(нормотипич ные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
З.Н. Новлянская
"Составление
текста".
Адаптация для
компьютерной
реализации И.М.
Улановской
Методика позволяет оценить
метапредметные результаты: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров всоответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
Улановская И.М. Компьютерный пакет методик оценки метапредметных результатов начальной школы [Электронный ресурс]//Психологическая наука и образованиеpsyedu.ru. 2014. Том 6. N 2. С. 306 - 319.
Уровень
интеллектуального
развития
обучающихся
10 - 12
Руководство к применению группового
интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск, изд-во "Принтер", 1993
Школьный тест умственного развития (ШТУР) М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Т. Козлова,
Г.П. Логинова и др.
13 - 16
Уровень умственного развития
старшеклассников
16 - 17
"Сказочный
семантический
дифференциал"
Интегральный анализ отношения ребенка к персонажам позволяет определить специфику его морально-ценностной сферы.
Количественные показатели характеризуют отношение ребенка к себе и другим, размерность категориального пространства межличностного восприятия, содержание и иерархию этих категорий, уровень самооценки и меры социализации. Для индивидуальной работы психолога
Выявлены
половозрастные
различия
когнитивной
сложности
межличностного
восприятия и
социализации. В
каждой
половозрастной
группе для каждого
показателя
вычислены границы,
определяющие его
"нормальную"
выраженность.
Рассматриваются
примеры
индивидуальных семантических
пространств.
Петренко В.Ф., Митина О.В. Методика "Сказочный семантический дифференциал": диагностические возможности//Психологиче ская наука и образование. 2018. Том 23. N 6. С. 41 - 54.
doi:10.17759/pse.2018230604
Шинина Т.В., Митина О.В. Разработка и апробация опросника "Готовность подростков к самостоятельной жизни": оценка и развитие жизненных
навыков//Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. N 1. С. 50 - 68. doi:10.17759/pse.201924010 4
Опросник
"Поведенческие
особенности
антисоциальной
креативности"
(Русскоязычная
версияопросника
The Malevolent
Creativity
Behavior Scale,
разработанного
под руководством М.
Ранко (с
разрешения
авторов
оригинальной
версии)
Антисоциальная
креативность
У стойчивость - факторной
структуры опросника - подтверждена на разных выборках испытуемых, проведена оценка конструктной валидности и ретестовой надежности. Анализируютсяразличия с оригинальной версией опросника. Выборка стандартизации: осужденные за корыстные, агрессивно-корыстн ые и
агрессивно-насильст
венные
преступления;
сотрудники силовых
ведомств,
футбольные
болельщики;
обучающиеся
образовательных
учреждений разного
профиля г. Москвы
Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н., Митина О.В., Мешков И.А. Адаптация опросника "Поведенческие особенности антисоциальной креативности"//Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. N6. С. 25 - 40.
doi:10.17759/pse.201823060
3
ненормативн
ыми
кризисами взросления.
3.
Несовершенн
олетние
, признанные
подозреваем
ыми,
обвиняемым и или
подсудимым и по
уголовному
делу.
поведении
Диагностическая методика оценки успешности групповой работы обучающихся в условиях задаваемого извне
социокогнитивного
конфликта
Поливанова Н.И., Ривина И.В., Улановская И.М. Выявление умения обучающихся начальной школы действовать совместно в условиях социокогнитивного конфликта [Электронный ресурс]//Психолого-педагог ические исследования.
2013. N4. URL: http://psyedu.Polivanova_Rivina_Ulanovskaya.phtml(дата обращения: 16.11.2020)
Орел Е.А.,
Куликова А.А.
социально-эмоци
ональных
навыков.
Разработан на основе модели Большой пятерки. Проведено два
валидизационных
исследования.
Проверена
конструктная
валидность и
надежность
инструмента. Для
анализа факторной
структуры был
использован
конфирматорный и
эксплораторный
факторный анализ, а
также методы
современной теории
тестирования,
которые подтвердили
заложенную
факторную
структуру. Доказана
критериальная
валидность
инструмента.
Орел Е.А., Куликова А.А. Анализ психометрических характеристик инструмента оценки
социально-эмоциональных навыков в начальной школе [Электронный ресурс]//Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. N 3. С. 8 - 17. doi:10.17759/jmfp.20180703 01
Опросник оценки поведения, эмоциональной сферы и
взаимоотношений со сверстниками детей и подростков
ики,
подростки до 16 лет
Раменская Т.П., Долгушина Е.Е., Мартынова Т.Ф. Диагностика
эмоционального состояния обучающихся в общеобразовательных учреждениях Республики Саха
(Якутия)/Методические рекомендации. - Красноярск, 2013. 40 с.
Моросанова В.И. "Стиль
саморегуляции
поведения
(детский)
(ССПМД)"
регуляторно-личност ных особенностей детей. Оцениваются следующие регуляторные процессы и свойства: планирование, моделирование, программирование, оценивание результата и личностные свойства - гибкость, самостоятельность, ответственность и общий уровень как сумма по всем шкалам
Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр, 2015. 304 с.
2. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия//Психологич еская наука и образование. 2019. Том 24. N4. С. 5 - 21. doi:10.17759/pse.201924040 1
субъективной
оценки
межличностных отношений ребенка (СОМОР) Н.Я. Семаго
Семаго Н.Я.
Диагностический Комплект психолога. Методика СОМОР. Москва, АП - КиППРО, 2007. - 8 с.
Гуткина Н.И.
мотивационной
сферы детей
старшего
дошкольного и младшего
школьного
возраста.
Гуткина Н.И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного
возраста//Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. N3. С. 17 - 25.
Тест диагностики мотивации достижения у детей
(МД-решетка
Шмальта)
(Афанасьева
Н.В.)
выраженности
мотивации
достижения ребенка в различных сферах деятельности
Метод
мотивационной индукции Ж. Нюттена
Изучение структуры
мотивационно-смысл
овой сферы
школьников,
временную
перспективу
будущего
аксиологической направленности школьников А.В. Капцов
Капцов А.В. Аксиологическая направленность личности: Руководство по применению теста. Методическое пособие.
Изд. 3-е, доп. - Самара: ООО "ИПК "Содружество", 2007. - 44 с.
"Подростки о
родителях"
(модификация
"ADOR"
Шафера)
Подростк
и
Тест школьной
тревожности
Филлипса
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков:
психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж, 2000.
Шкала
безнадежности(Hopelessness Scale, Beck et al. 1974)
Переживание
безнадежности
Имеются данные о
внутренней
согласованности,
представлены
нормативные
значения
Г орбатков А.А. Шкала надежды и безнадежности для подростков: некоторые аспекты
валидности//Психологическ ая наука и образование. 2002. Том 7. N 3. С. 89 - 103.
Дети с отклонениям и в
поведении; Подростки с ненормативн ыми
кризисами
взросления
одиночества
У стойчивость
факторной
структуры
подтверждена на
разных выборках
испытуемых;
произведена оценка
конструктной
валидности,
ретестовой
надежности и
согласованности
факторов.
Клиническая и психометрическая достоверность подтверждены в ряде исследований согласно данным, представленным на официальном электронном ресурсе опросника
(https://www.psykiatri regionh.dk/who5/Page
s/default.aspx)
ВОЗ. Индекс общего (хорошего)
самочувствия/ВОЗ (вариант 1999 г.) [Электронный ресурс]. URL:
https://www.psykiatriregionh. dk/who-5/Documents/WHO5 _Russian.pdf (датаобращения: 15.11.2020).
Многомерная
шкала
перфекционизма Фроста (Frost, 1990), Ясная
Осуществлена апробация на российской выборке, получена
четырехфакторная структура (в оригинале - 6 факторов). Приведены нормативные данные для некоторых категорий респондентов.
поведении; Подростки с ненормативн ыми кризисами
Моросанова В.И.,
Бондаренко И.Н.,
Фомина Т.Г.
Русскоязычная
версия опросника
"Шкала
проявлений
психологическог
о благополучия
подростков
(ППБП)" (на
основе Шкалы
измерений
психологического благополучия (Masseetal., 1998).
Позволяет оценить
психологическое
благополучие по
следующим шести
шкалам: "Управление
собственной
личностью и
событиями",
"Общительность",
"Счастье",
"Вовлеченность в
социальное
взаимодействие",
"Самооценка",
"Душевное равновесие", а также
интегральный
уровень
психологического
благополучия.
Результаты исследования на выборке российских младших подростков (N= 295)
свидетельствуют о хороших
психометрических свойствах опросника. Подтвердилась его шестифакторная структура. Оценена надежность шкал, конструктная и критериальная валидность. Представлен анализ взаимосвязей показателей ППБП, осознанной саморегуляции и личностных свойств.
Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Васин Г.М. Русскоязычная версия опросника "Большая пятерка - детский вариант" ("BigFive
Questionnaire - Children Version: BFQC").
Подтверждена пятифакторная структура опросника. Выявлена
удовлетворительная
внутренняя
согласованность
шкал опросника. По
результатам
психометрического
анализа делается
вывод о возможности
применения в
исследовательских
целях
адаптированной русскоязычной версии опросника на выборках детей младшего и среднего школьного возраста.
Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Васин Г.М.
Адаптация русскоязычной версии опросника "Большая пятерка - детский вариант"//Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8. N 4. С. 6 - 12.
Измерение разных тенденций в принятии решений в разных жизненных областях.
Содержание
опросника
основывается на трех тенденциях в принятии решений: максимизации, минимизации и сатисфизации, каждая из которых применялась в трех областях - при принятии
профессиональных/уч ебных решений, в потребительском поведении (выбор товаров/услуг) и в обобщенном контексте.
Подростк и и
взрослые (15 - 35 лет)
Конфирматорный факторный анализ подтвердил теоретическую трехфакторную структуру опросника. Описаны связи шкал максимизации, минимизации и сатисфизации (стремления к удовлетворенности) с личностными шкалами принятия решений, возрастом и уровнем
образования/сложнос тью обучения.
Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин "Шкалы академической
школьников
(ШАМШ)"
Методика включает 8 шкал: 3 шкалы внутренней мотивации (познания,
достижения и
саморазвития), 4
шкалы внешней
(мотивация
самоуважения,
интроецированная
мотивация,
мотивация уважения
родителей,
экстернальная
мотивация) и шкалу
амотивации
С помощью конфирматорного факторного анализа подтверждается структура опросника из 8 шкал, характеризующих три типа внутренней учебной мотивации, четыре характерных типа внешней учебной мотивации и амотивацию.
Все шкалы опросника обладают приемлемой надежностью и демонстрируют ожидаемые связи с показателями успешности учебной деятельности, настойчивости в учебе и
психологического благополучия. С учетом выявленных гендерных различий мотивации представлены нормативные данные для юношей и девушек.
1. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Гижицкий В.В., Гавриченкова Т.К. Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников//Психологичес кая наука и образование. 2017. Том 22. N2. С. 65 - 74.
doi:10.17759/pse.201722020
6
2. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия//Психологич еская наука и образование. 2019. Том 24. N 4. С. 5 - 21. doi:10.17759/pse.201924040 1
Андреева А.Д.,
Прихожан А.М. "Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы"
Методика позволяет
оценить следующие показатели, связанные с мотивационно-эмоци ональным
отношением к школе: "Познавательная активность", "Мотивация достижения", "Мотивация избегания неудач", "Тревога", "Гнев" и общий уровень отношения к учению.
Нет достаточных
сведений о валидности и надежности методики. Коэффициенты надежности Альфа Кронбаха шкал методики для шкалы "Мотивация достижения" и для шкалы "Гнев".
1. Андреева А.Д.,
Прихожан А.М. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы//Психологическая диагностика. 2009.
N4. С. 6470.
(нормотипич ные дети и подростки с нормативны м кризисом взросления)
Методика исследования субъектной позиции обучающихся. Под субъектной позицией учащегося
понимается активное осознанное отношение учащегося к учебной деятельности.
Младшие
школьник
и,
подростки , старшие школьник и
Формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих
профессиональных
перспектив
"Семейные
эмоциональные
коммуникации
(СЭК)" Авторы:
А.Б.
Холмогорова, С.В. Воликова
Эксплораторный факторный анализ выделил в опроснике семь шкал. Для определения надежности опросника проведены конфирматорный анализ, проверка тест-ретестовой надежности, подсчитан коэффициент альфа Кронбаха, проверка внутренней согласованности и конструктной валидности опросника. Опросник СЭК не зависит от
пола, возраста и
уровня образования
испытуемых.
Подтверждена
дискриминантная
валидность.
Родители
(законные
представител
и)
обучающихс
я
Опросник перфекционизма. Авторы: Гаранян Н.Г.,
Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю.
Представлены
результаты
конфирматорного
факторного анализа
перфекционизма.
Установлена
трехфакторная
структура новой
версии методики.
Установлены
статистически
значимые
положительные
связи 1-го и 3-го
факторов опросника
с показателями
симптомов
психических
расстройств. Для
2-го фактора такие
связи не
зафиксированы.
Доказана дифференциальная валидность для 1 -го и 3-го факторов; для 2-го фактора такие различия не установлены.
обучающихс я, педагоги
проблемного
использования
социальных
сетей
(русскоязычная
версия)
хорошая внутренняя
согласованность.
пятифакторная
структура опросника,
его
удовлетворительная надежность и валидность. Анализ значимости различий по когнитивным стратегиям регуляции эмоций, позитивному и негативному аффекту, личностной тревожности в выделенных группах подтверждает внешнюю валидность методики.
Валидизация опросника проводилась на двух выборках, включающих супружеские пары и лиц, состоящих в браке. Эксплораторный факторный анализ установил трехфакторную структуру методики, подтвержденную методом
конфирматорного факторного анализа. Выделенные шкалы
и инструмент в целом обладают
высокими
показателями
надежности:
согласованностью и
расщепленной
надежностью.
приемлемая
конструктная и
внешняя валидность
методики.
Полякова Ю.М., СороковаМ.Г., Гаранян Н.Г. Факторная структура инадежность шкалы взаимной адаптации в паре (DAS) в российской выборке//Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том
26. N 3. С. 105 - 126.
doi:10.17759/cpp.201826030
"Семантический
дифференциал
жизненной
ситуации"
(СДЖС)
ориентирована на
изучение
когнитивных и
эмоциональных
компонентов
субъективного
восприятия
человеком своей
жизненной ситуации.
Взрослые
(18 - 56
лет)
разработана в русле
психосемантического
подхода.
В качестве основных
смысловых осей
восприятия были
выделены факторы:
владение ситуацией,
эмоциональное
переживание
ситуации,
позитивные
ожидания, обыденность и
повседневность, разрешимость, личностная включенность и вера в преодолимость ситуации, энергетический заряд, уровень понимания. Выборка апробации: взрослые, находящиеся в
условно нормальной (N= 105) и трудной
жизненной ситуации (N= 35).
значимые различия в их
перцептивно-когнити
вной картине
жизненной ситуации,
подтверждена
методики,
обнаружена степень влияния на восприятие ситуации некоторых ее объективных характеристик.
Александрова О.В.,
Дерманова И.Б.
Семантический
дифференциал жизненной
ситуации//Консультативная
психология и
психотерапия. 2018. Том
26. N3. С. 127 - 145.
7
я, педагоги
Исследуется 3 конструкта наблюдаемого поведения (ответственность за здоровье, физическая активность и питание) и 3 конструкта (духовный рост, межличностные отношения и управление стрессом), относящиеся к когнитивным и э моциональным компонентам
благополучия
(психосоциального
благополучия)
17 - 65
Надежность HPLPII оценивалась путем подсчета коэффициента Кронбаха и показала высокую внутреннюю согласованность, как всего опросника, так и в половозрастных группах. Для проверки конвергентной валидности были использованы шкалы из анкеты здорового образа жизни, личностный опросник "Большая пятерка" (Big5), шкала
психологического благополучия Рифф, опросник качества жизни SF36, опросник ТОБОЛ. Полученные корреляции подтверждают конвергентную валидность опросника. Анализ показал
удовлетворительные психометрические свойства HPLPII.
Измерение социальных аксиом как
"...генерализованных верований о себе, социальной и физической среде, духовном мире, высказанных в форме утверждений об отношениях между реально существующими фактами или идеями" [М. Бонд и К. Леунг, 22].
При обработке данных
использовались конфирматорный факторный анализ и корреляционный анализ;
надежность-согласов анность оценивалась при помощи коэффициента аКронбаха Авторам удалось разработать сокращенную версию методики, которая обладает высокой
надежностью-соглас ованностью, подтверждает пятифакторную структуру модели социальных аксиом. Результаты сокращенной версии имеют высокую корреляцию с результатами, полученными с использованием полной версии данной методики, что подтверждает ее валидность. Опросник можно использовать в прикладной работе, например, в сфере организационной диагностики или профотбора
Леунга//Культурно-историч еская психология. 2020.
Том 16. N 1. С. 96 - 110.
doi:10.17759/chp.202016011
0
обучающихся, педагоги
Лепшокова З.Х.,Татарко А.Н.
Адаптированная
модифицированн
ая методика
аккультурационн
ых ожиданий
Джона Берри.
Измерение аккультурационных
ожиданий. Д. Берри
выделяет 4
аккультурационных
ожидания:
"интеграция" (ранее -
" мультикультурализм
"), "ассимиляция"
(ранее - "плавильный
котел"), "сегрегация",
"исключение".
Авторы внесли модификации в
методику, увеличив в
два раза количество
вопросов по
дополнительным
сферам
повседневной жизни,
измеряющих каждое
из четырех
ожиданий, что
позволило
значительно
увеличить ее надежность-согласов анность. С опорой на данные
социально-психологи ческого опроса,
проведенного на выборке коренного
русского населения Москвы (общий объем выборки 198
респондентов, из них 59 мужчин и 139 женщин, средний возраст
респондентов 24 года), была продемонстрирована надежность
адаптируемой методики, а также ее конструктная и конвергентная валидность.
Лепшокова З.Х., Татарко А.Н. Адаптация и
модификация методики
ожиданий Джона
Берри//Социальная
психология и общество.
2017. Том 8. N3. С. 125 -
146.
doi:10.17759/sps.201708031
Лебедева Н.М.
Этнопсихология. Учебник
и практикум. М.: Юрайт,
2014.
Родители (законные
"Анализ
семейных
взаимоотношени
й" Э.Г.
Эйдемиллер
(Методика АСВ)
Выявление положения субъекта в системе
межличностных
отношений,
определение
характера
коммуникаций в
семье
Личностный
Изучение
определенных
свойств личности, ее
самосознания,
отношений
Определение
индекса
групповой
сплоченности
(Сишора)
Определение индекса групповой сплоченности Сишора/Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.
Социально-психологическа я диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. С. 179 - 180.
г. Красноярск,
ул. Гагарина, 48а
+7 (391) 227-68-34